MENU

Тема: «Адаптация пятиклассников»

Опрос для родителей

1

С каким настроением Ваш ребенок идет в школу:

а) с радостным

б) равнодушным

в) плохим

г) сонным

д) когда как

2

Ему нравится учиться:

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

3

Учиться стало сложнее?

а) да

б) нет

4

Он любит делать домашние задания:

а) да;

б) нет;

в) только когда легкие.

5

Если мой ребенок получит «2», то я:

Ругаю, наказываю

поговорю

помогу

Ни чего не сделаю

6

Я считаю, что класс, в котором учится мой ребенок:

а) сплочен и дружен;

б) разбит на группы

в) каждый живет сам по себе.

7

В классе у него:

а) много друзей

б) есть несколько друзей

в) есть один друг

г) нет друзей, но я легко общаюсь с олноклассниками

8

У нас хороший классный руководитель:

а) да;

б) нет;

в) не всегда;

г) я ее редко вижу.

9

Если возникнет проблема в школе, то мой ребенок обратится, к кому?

Родителям

Учителю

другу

Ни к кому

10

Я горжусь тем, что мой ребенок учится именно в этой школе:

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

 

 

 

 

 

 

 

 Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

 если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Так, в известной книге «О подростках» А. И. Краковский пишет:

«В период обучения в 5 классе

•упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе;

•в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям;

•в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле;

•в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками;

•в 5 раз чаще - своеволие;

•в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков».

Возрастные особенности младшего подростка:

•потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье

•повышенная утомляемость

•стремление обзавестись верным другом

•стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе

•повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе

•стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского

•отсутствие авторитета возраста

•отвращение к необоснованным запретам

•восприимчивость к промахам учителей

•переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем

•отсутствие адаптации к неудачам

•отсутствие адаптации к положению “худшего”

•ярко выраженная эмоциональность

•требовательность к соответствию слова делу

•повышенный интерес к спорту

•увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством

 

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

•Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять

•Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

•Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

 

Возникающие проблемы:

 

•много разных учителей;

•непривычное расписание;

•много новых кабинетов;

•новые дети в классе;

•новый классный руководитель;

•проблемы со старшеклассниками;

•возросший темп работы;

•рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

•ослабление или отсутствие контроля;

•необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

      темпу, особенностям речи учителей; 

•своеобразие подросткового возраста. 

Признаки дезадаптации:

•Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

•Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

•Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

•Нежелания выполнять домашние задания.

•Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

•Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

•Беспокойный сон.

•Трудности утреннего пробуждения, вялость.

•Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Несколько рекомендаций родителям:

•Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

•Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

•Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

•Приучайте его к самостоятельности постепенно.

 

И педагогам и родителям важно понимать,

что невозможно стать учеником в один прекрасный момент.

Должно пройти время, прежде,

чем Ваш малыш станет настоящим школьником.

Время, Ваша поддержка и любовь!!!

 

 

Составитель:                                               социальный педагог Л.В. Сергеева