MENU

Влияние Интернет - зависимости на личность подростка.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.

Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности.

Нами было проведено исследование на наличие интернет – зависимости по методике К. Янг, среди обучающихся 8-х классов МОБУ СОШ №10.

В ходе исследования выяснилось, что у 48% есть интернет-зависимость, у 52% зависимость не выявлена. То есть, практически половина обучающихся зависят от интернета.

Исследование мини – опроса составленного на выявление различий между интернет – зависимыми и не зависимыми.

Также нами был составлен мини-опрос, цель которого выявить различия между интернет - зависимыми и не зависимыми.

На первый вопрос, сидя за компьютером я, общаюсь по интересам, сижу в различных онлайн-сетях, ответили 42% интернет-зависимых и 69% не зависимых от него; готовлюсь к урокам интернет-зависимых ответили 50% и 54% не зависимых; играю в компьютерные игры интернет-зависимых ответило 58% и 38% не зависимых.

Таким образом, между интернет-зависимыми и не зависимыми от него, отличий я не нашла, но все-таки зависимые от интернета играют в компьютерные игры больше, чем другие.

На второй вопрос, компьютер для них, 66% интернет – зависимых ответили, что сильная необходимость, и  также ответили 15% не зависимых; нужен им для работы ответили 8% интернет – зависимых и 15% не зависимых; могут спокойно обойтись и без него 25% интернет – зависимых и 70% не зависимых.

Мы выявили, что для интернет - зависимых компьютер неотъемлемая часть их жизни, а независимые могут спокойно обойтись и без него.

На третий вопрос, сколько времени в день вы тратите сидя за компьютером около часа ответили  8% не зависимых, нет ответа у   интернет – зависимых; около 2— х часов  31% не зависимых и 25% интернет – зависимых; больше 3-х часов 61% у не зависимых и 75% у интернет – зависимых.

Большинство ребят много времени проводят за компьютером больше 3-х часов. При допустимой норме 2 часа. В данных результатах различия были выявлены не большие.

На четвертый вопрос регулируют ли их родители время пребывания за компьютером 54% не зависимых и 42% интернет зависимых ответили что да;  нет ответили 31% не зависимых и 17% зависимых; не всегда, иногда ответили 15% не зависимых и 42% зависимых.

Большинство родителей контролируют время пребывания за компьютером. Но это происходит не всегда. Эти данные свидетельствуют о том, что происходят нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему.

На пятый вопрос как они думают, влияет ли частое времяпровождение за компьютером на их психическое и физическое здоровье, да ответили 33% интернет – зависимых и 85% не зависимых, нет, ответили 15% не зависимых и 25% зависимых, не задумывался над этим ответили 42% интернет – зависимых и нет ответов и не зависимых.

Над данным вопросом многие интернет – зависимые не задумывались. Следует помнить о том, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.

Таким образом, большинство обучающихся зависят от интернета. В основном время тратится на общение в онлайн – сетях и игры. Для многих интернет – зависимых компьютер стал важной необходимостью, без которого они уже не могут обойтись. Причем время пребывания за компьютером длябольшинство подростков увеличено. И это время мало регулируется родителями. Очень важно, что интернет – зависимые не задумываются, влияет ли частое времяпровождение за компьютером на их психическое и физическое здоровье.

Вывод.

В ходе практической части мы выявили, интернет – зависимых подростков, которые не задумываются о влиянии компьютера на психическое и физическое здоровье. Что говорит, о том, что  данной проблеме нужно уделять больше внимания. Привлекать больше общественности: СМИ, учителя, врачи, и самое главное контроль родителей. Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние компьютерных технологий  на психическое и физическое здоровье подростков. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.