MENU

Формирование у детей конструктивного отношения к материальным ценностям и деньгам.

 

Вопросы для родителей:

  1. Должны ли давать родители детям деньги на карманные расходы?
  2. Сколько денег Вы даете своему ребенку?
  3. Контролируете ли Вы карманные деньги своего ребенка?
  4. С какого возраста нужно приучать ребенка к деньгам?

Родители верят в жизнь на других планетах чаще,

 чем в то, что их дети смогут стать миллионерами.

В наши дни роль образования высока как никогда в истории человечества. После того как мы оставили позади век промышленности и вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень знаний, который дает вам или вашему ребенку система образования, требованиям распахнувшегося перед нами нового удивительного мира?

В век промышленности человек мог получить хорошее образование и на его основе строить свою карьеру. Обычно для достижения успеха в жизни не было необходимости в дополнительном обучении просто потому, что ситуация менялась не так быстро. Другими словами полученных знаний нам хватало до конца жизни. Однако сегодня уже многие понимают, что их образования явно не хватает в условиях изменившегося мира. Впервые в истории многие блестяще образованные люди испытывают те же экономические трудности, что и люди почти неграмотные.

Что можно считать мерилом достаточности образования конкретного человека? Может это университетский диплом или степень, полученные им в возрасте, скажем, двадцати пяти, или эффективность образования измеряется положением, которого он добился к моменту ухода на пенсию, лет, скажем в 50-55?

Правила изменились! Любые перемены обычно встречаются в штыки. Для многих людей эти перемены станут благом, для других проклятием, для третьих вовсе не будут иметь никакого значения. Как говорится «есть люди, которые заставляют вещи происходить; есть такие кто наблюдает, что происходит; и есть те, кто спрашивает, что произошло».

Что волнует человечество?

 

Результаты ежегодного исследования, предоставило канадское  агентство:

россияне

самым важным жизненным стимулом для израильтян является:

Коррупция – 25%

деньги - 72%

семья и дети – 74%

Экономическая стабильность – 23%

Жилье - 38%

 

карьера и возможность карьерного роста – 21%

Агрессия в обществе – 23%

Достойная работа - 35%

любовь и романтика – 15%

Преступность – 21%

Благополучие семьи  -34%

друзья – 14%

Экология – 20%

Бедность – 20%

Одиночество -  20%

Бешеные цены - 29%

деньги – 6%

Рост цен на продукты и коммунальные услуги – 18 %; Безработица 18%

Личное счастье - 19%

 

Нравственная деградация – 14%

Благополучие детей - 19%

 

Усталость -11%

Преступность - 14%

 

Безразличие окружающих 7%

Здоровье - 8%

 

 

Качество продуктов - 6%

 

 

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что - сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Дети и деньги – не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать – то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.

Одно из крайних мнений – ребенку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, - деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.

Если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительными, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Приучать ребенка к разумной трате денег – задача родителей. По сути, постоянное требование покупок или денег является свидетельством недостаточной социализации ребенка. Он пребывает в заблуждении, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия. Обычно такое поведение свойственно малышам двух-трех лет, но может закрепиться и до более старшего возраста, если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами.

Нужно воспитать своих детей так, чтобы те были умнее, богаче и, кроме того, образованнее в финансовом отношении, чем они сами.

Опасно и потакание желания ребенка, удовлетворение всех его прихотей и отгораживание от финансовых проблем семьи. Когда детям серьезно, без скидок на возраст объясняют, почему не может быть сделано то или иное приобретение, они редко капризничают и изводят родных своими требованиями.

Есть мнение, что надо оплачивать детям хорошие отметки и работу по дому. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее, аккуратнее. Но здесь есть и серьезная опасность.

Человек должен ставить перед собой цели, стремиться к их выполнению и поэтому учиться. Задача родителей – выработать интерес к учебе как таковой, а не подменять его интересам к деньгам. То же самое касается и работы ребенка по дому. Важно, чтобы он не только механически исполнял свои трудовые обязанности, а старался помочь родителям, или же что-то сделать самостоятельно и добровольно, чтобы в его доме (комнате) был уют и порядок.

Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи детей в учебе или других делах. Наоборот, подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

С того момента, как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег, он осознает, что это такое, то есть с того момента, когда он хочет иметь свои деньги, - они должны у него быть.

Сумма должна быть фиксированной в определенный промежуток времени – мы ведь готовили человека к тому, что он должен научиться самостоятельно принимать решения, распоряжаться ограниченными(своими) ресурсами.

Денег должно быть не слишком много, но не слишком мало, ведь и у взрослых редко бывает достаточно денег. Меньше, чем хочется, но по возможности больше, чем жизненно необходимо, т.е. с учетом той суммы, которую он будет тратить на питание в школе или вне дома. Например, можно установить ребенку выплату фиксированного еженедельного "денежного пособия" или "заработной платы" в котором бы учитывалось его поведение, помощь по дому, успеваемость и т.д. Так, если ребенок в течение недели вел себя прилежно и даже отличился в чем-то, то к данной сумме в качестве "поощрительного приза" или "премиальных" можно добавить еще немного, или наоборот, в случае провинности, снять. Это поможет ребенку не только морально, но и материально осознать пользу хороших и невыгодность плохих поступков. Следует при этом обязательно указывать ребенку на то дело, за которое вы его хвалите, а соответственно и вознаграждаете, и наоборот. Нужно и четко установить день выплаты. Например, пусть это будут выходные: так ребенок научится планировать свои действия в течение недели. Важно, что он будет получать деньги не сразу за хорошо сделанное дело, что может приучить его к некоего рода вымогательству, а только по прошествии определенного срока времени в течение которого будут анализироваться все его дела и поступки. Нельзя забывать и о том, что если родителям задерживают зарплату, они должны из кожи вон вылезти, но дать ребенку его выплату. Напротив ожидание получки вместе с родителями приучают ребенка к мысли о том какую материальную ценность имеют деньги и как правильно ими распоряжаться. Очень важно вместе с ребенком четко определить, какие именно траты он делает из своего кармана. Скажем, еще не взрослому человеку одежду покупает мама. А игрушки, приставку и плеер? Каждый родитель должен заранее продумать ответы на эти вопросы. Ко всему надо подходить разумно и руководствоваться чувством меры. С человеком, хоть и с маленьким, надо разговаривать, объяснять ему свои слова и действия. Например, в данный момент деньги нужны на еду или есть общесемейное решение о крупной покупке.

Недопустимо сначала дать ребенку денег, а потом забрать их под благовидным предлогом. Или осуждать то, как распорядился деньгами ребенок. Раз потратил - значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально расходовать деньги, расчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.

Но результаты исследований показывают, что родители не делают достаточно, чтобы научить своих детей основным финансовым урокам.

 

 

По данным опроса, 77% родителей говорят, что они не всегда честны со своими детьми о деньгах. 32% говорят своим детям, что они не могут позволить себе что-то, когда они на самом деле, могут, и 27% скрывают информацию об истинном финансовом положении семьи.

Родители также не всегда подают лучший пример, когда дело доходит до их собственных финансов, при этом лишь половина регулярно откладывают деньги.

Вот несколько советов родителям для оказания помощи детям научиться основам денег и развивать лучшие финансовые привычки:

  1. Воспользуйтесь понятиями повседневных моментов, связанных с деньгами - поход в продуктовый магазин, участие в спортивных соревнованиях, получая деньги из банкомата, а также планирование семейного отдыха вот только несколько примеров возможностей для родителей, чтобы укрепить финансовое уроки.
  2.  Подавайте хороший пример - для того, чтобы помочь своим детям учиться, родители должны не только учить основам финансовых понятий, но также демонстрировать хорошие финансовые привычки через их собственное поведение.
  3. Помогите своим детям установить конкретные цели сбережения - С детьми, желающих знать, как сохранить больше, родители могут помочь им в определении краткосрочных и долгосрочных сбережений целей, которые создают стимул для сохранения, а также помогает им принимать более взвешенные решения о расходах, которые оставляют больше денег доступных для сохранения.
  4. Не бойтесь открыто говорить о финансах - хотя родители не должны показывать все, старайтесь более открыто обсуждать финансы семьи. Эти уроки помогут им учиться и делиться финансовыми уроками - и помочь им понять, что на тему денег нет табу.

Родители верят в жизнь на других планетах чаще, чем в то что их дети, смогут стать миллионерами.  Дети учатся быстрее взрослых в них только нужно верить. Ни когда не жалейте сил на то, чтобы раскрыть в них умного ребенка, ни когда не смотрите ни них как на ограниченных, заторможенных или неспособных к учебе. Если ваш ребенок не проявляет себя в учебе – найдите в нем другие таланты. И никогда не пытайтесь сравнивать. К сожалению, существующая система образования не разрешает учителям уделять достаточно времени уделять каждому ребенку. Система требует, чтобы учителя проводили обучение конвейерным методом. Школьная система – это фабрика, которая работает по производственному плану, не учитывая особенностей ребенка. Вот почему вся ответственность лежит на родителях. Заглядывая в глаза своему ребенку, всегда помните, что где то в нем живет настоящий маленький волшебник. У ребенка может быть совсем не тот талант, какого ищет школа, но тем не менее он у него есть.

Мы часто думаем, что та сторона, которую мы видим, - единственно правильная. Тот, кто так считает, может быть умным, может знать необходимые факты, но при этом вполне возможно, что он просто сужает рамки своего мировоззрения.

- Бог нам дал правую и левую ногу. Бог не дал нам правильную и неправильную ногу. Люди продвигаются вперед, сначала отклоняясь в правую, а затем в левую сторону. Люди, которые считают что они должны всегда быть правы, подобны людям с одной правой ногой. Они думают, что движутся вперед, но на самом деле ходят  кругами.

Казалось бы, перемолотив такое количество информации, уже каждый уважающий себя человек должен понимать, что  деньги – это, всего-навсего, эквивалент обмена. И, на деньги можно купить намного меньше,  чем кажется, когда их у тебя нет!

К примеру, многие из нас знакомы с этой замечательной восточной мудростью:

На деньги можно купить часы, но не время.

На деньги можно купить кровать, но не покой.

На деньги можно купить положение, но не уважение.

На деньги можно купить, книгу, но не культуру.

Социальный педагог МОБУ СОШ № 10 Сергеева Л.В.