Влияние Интернет - зависимости
на личность подростка.
Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость
Опросник состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение.
Никогда 1балл |
Редко 2балла |
Регулярно 3балла |
Часто 4балла |
Постоянно 5баллов |
|
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? |
|||||
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети? |
|||||
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? |
|||||
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? |
|||||
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? |
|||||
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? |
|||||
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? |
|||||
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? |
|||||
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? |
|||||
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? |
|||||
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? |
|||||
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? |
|||||
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? |
|||||
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? |
|||||
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне? |
|||||
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? |
|||||
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? |
|||||
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? |
|||||
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? |
|||||
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? |
|||||
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? |
|||||
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? |
|||||
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? |
|||||
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? |
|||||
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? |
|||||
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день? |
|||||
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием? |
|||||
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично? |
|||||
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»? |
|||||
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? |
|||||
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными? |
|||||
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши? |
|||||
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? |
|||||
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)? |
|||||
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю? |
|||||
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? |
|||||
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? |
|||||
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? |
|||||
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? |
|||||
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно? |
Интерпретация
- 20–49 баллов — обычный пользователь Интернета
- 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом
- 80–100 баллов — Интернет-зависимость.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности.
Нами было проведено исследование на наличие интернет – зависимости по методике К. Янг, среди обучающихся 8-х классов МОБУ СОШ №10.
В ходе исследования выяснилось, что у 48% есть интернет-зависимость, у 52% зависимость не выявлена. То есть, практически половина обучающихся зависят от интернета.
Исследование мини – опроса составленного на выявление различий между интернет – зависимыми и не зависимыми.
Также нами был составлен мини-опрос, цель которого выявить различия между интернет - зависимыми и не зависимыми.
На первый вопрос, сидя за компьютером я, общаюсь по интересам, сижу в различных онлайн-сетях, ответили 42% интернет-зависимых и 69% не зависимых от него; готовлюсь к урокам интернет-зависимых ответили 50% и 54% не зависимых; играю в компьютерные игры интернет-зависимых ответило 58% и 38% не зависимых.
Таким образом, между интернет-зависимыми и не зависимыми от него, отличий я не нашла, но все-таки зависимые от интернета играют в компьютерные игры больше, чем другие.
На второй вопрос, компьютер для них, 66% интернет – зависимых ответили, что сильная необходимость, и также ответили 15% не зависимых; нужен им для работы ответили 8% интернет – зависимых и 15% не зависимых; могут спокойно обойтись и без него 25% интернет – зависимых и 70% не зависимых.
Мы выявили, что для интернет - зависимых компьютер неотъемлемая часть их жизни, а независимые могут спокойно обойтись и без него.
На третий вопрос, сколько времени в день вы тратите сидя за компьютером около часа ответили 8% не зависимых, нет ответа у интернет – зависимых; около 2— х часов 31% не зависимых и 25% интернет – зависимых; больше 3-х часов 61% у не зависимых и 75% у интернет – зависимых.
Большинство ребят много времени проводят за компьютером больше 3-х часов. При допустимой норме 2 часа. В данных результатах различия были выявлены не большие.
На четвертый вопрос регулируют ли их родители время пребывания за компьютером 54% не зависимых и 42% интернет зависимых ответили что да; нет ответили 31% не зависимых и 17% зависимых; не всегда, иногда ответили 15% не зависимых и 42% зависимых.
Большинство родителей контролируют время пребывания за компьютером. Но это происходит не всегда. Эти данные свидетельствуют о том, что происходят нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему.
На пятый вопрос как они думают, влияет ли частое времяпровождение за компьютером на их психическое и физическое здоровье, да ответили 33% интернет – зависимых и 85% не зависимых, нет, ответили 15% не зависимых и 25% зависимых, не задумывался над этим ответили 42% интернет – зависимых и нет ответов и не зависимых.
Над данным вопросом многие интернет – зависимые не задумывались. Следует помнить о том, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.
Таким образом, большинство обучающихся зависят от интернета. В основном время тратится на общение в онлайн – сетях и игры. Для многих интернет – зависимых компьютер стал важной необходимостью, без которого они уже не могут обойтись. Причем время пребывания за компьютером длябольшинство подростков увеличено. И это время мало регулируется родителями. Очень важно, что интернет – зависимые не задумываются, влияет ли частое времяпровождение за компьютером на их психическое и физическое здоровье.
Вывод.
В ходе практической части мы выявили, интернет – зависимых подростков, которые не задумываются о влиянии компьютера на психическое и физическое здоровье. Что говорит, о том, что данной проблеме нужно уделять больше внимания. Привлекать больше общественности: СМИ, учителя, врачи, и самое главное контроль родителей. Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние компьютерных технологий на психическое и физическое здоровье подростков. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.