MENU

Поощрение и наказание

 

                                 Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала — педагогический домкрат.

В. Кротов

Анкета для родителей.

  • Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
  • Что может послужить в вашей семье поводом для наказа­ния?
  • Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  • Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
  • Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье счи­таете наказанием?
  • Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказа­ния своего ребенка или делаете в одиночку?
  • Как долго помнит ваш ребенок наказание?
  • Какие меры наказания в вашей семье исключены?

 

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неурав­новешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо ис­пользуют по отношению к своему ребенку методы наказания и по­ощрения.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод вос­питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич­ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си­ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро­дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост­ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

 

Памятка.

Как поощрять ребенка в семье.

 

     Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

1.Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

2.Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его поведению.

3.Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с тобой», это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

4.Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.

5.Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

6.Дарите подарки не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.

7.Для поощрения используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и т.д.

8.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, учите ребёнка разумно ими распоряжаться.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 

Литература по подготовке к собранию:

Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и реше­ния./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивано­вой, Е. И. Соколовой. М., 1999.

Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.