MENU

Описание: C:\Users\Дом\Desktop\i.jpgПамятки для родителей

 

Памятка для родителей по развитию внимания у детей

 

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание - один из самых психических процессов, который является   весомой составной частью результативности учебной деятельности. Старайтесь помочь ребенку тренировать его внимание.

1.В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

2.Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Привлекайте внимание к другим процессам и явлениям , связанным с этими увлечениями.

3.Используйте для тренировки внимания любую возможность: прогулки на свежем воздухе, поездки, походы.

4.Не назидайте и не фиксируйте неудачи ребенка, делайте акцент на достигнутые успехи.

5.Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным   примером и примерами из жизни других людей.

6.В семейном кругу демонстрируйте даже малые достижения ребенка по развитию внимания.

7.Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов.

8.Используйте специальную литературу по тренировке внимания детей.

Памятка для родителей, у которых ребенок левша

  Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главные условия его достижений в учебной деятельности, помните об этом!

1.Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребенок левша.

2.Не демонстрируйте леворукость своего ребенка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.

3.Не драматизируйте школьные неудачи своего ребенка, связанные с тем, что он левша.

4.Преодолевайте неудачи с помощью   дополнительных, интересных занятий, которые помогут школьнику справиться с учебными проблемами: откройте для своего ребенка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.

5.Писать левой рукой непросто. Помогите ребенку избежать перегрузки и переутомления.

6.Не раздражайтесь, если ребенок сделал что-нибудь не так. Лучше поддержите его и отметьте успехи.

7.Демонстрируйте ребенку положительные достижения леворуких людей.

8.Не пытайтесь что-то делать за ребенка, в этом случае вы только усуглубляете его проблемы.

9.Закрепляйте достигнутые ребенком умения, постоянно их тренируя.

Помните! Леворукость ребенка не патология, а один   из вариантов нормы! Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребенок – один из них.

У леворукого ребенка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.

1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.

2.Нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

3.При письме и рисовании свет должен   падать справа.

4.При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступить к письму.

Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше-негативной оценки взрослыми их деятельности. Родители   должно терпеливо относиться   к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том , что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям.

Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие мелкой моторики рук. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении , запоминает контуры. Еще одно упражнение- лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

Родители, помните: несмотря на праворукость нашего общества, блоху смог подковать только Левша!

 

Памятка для родителей

«Как относиться к отметкам ребенка»

1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться.

2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания , которые он сможет приобрести в результате ежедневного , упорного труда.

3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения- идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.

6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью.

8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

 

Памятка для родителей

«Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»

 

1.Посидите рядом со своим ребенком на первых порах. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущее школьные успехи.

2.У вашего ребенка еще не сформирована привычка делать уроки. Вырабатывайте эту привычку спокойно, терпеливо, мягко напоминая о необходимости заняться домашним заданием.

3.Оформите ребенку рабочее место: поставьте удобный стол, купите красивую настольную лампу. Повесьте на стену над столом расписание уроков, интересные стихи- пожелания ученику перед началом выполнения уроков. Приучайте школьника выполнять уроки только в этом учебном уголке.

4.Объясните ребенку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

5.Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это сделать или он устал, на первых порах помогите ему. Пройдет немного времени, и маленький ученик будет без напоминаний убирать свое рабочее место.

6.Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, попросите его сформулировать, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снижает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они   задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

7.Если ребенок что-либо делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

8.Учите школьника не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на приготовление уроков.

9.При выполнении письменных заданий обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал чисто, без помарок. Не заставляйте его многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет интерес к школе и учению.

10.Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

11.Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

Русский язык

На страницах учебников, используемых в школе, вы найдете необходимую информацию по выполнению типичных заданий. В помощь мы предлагаем вам лишь дополнительные рекомендации, не входящие в применяемые учебники. Эти рекомендации учителя считают важными.

Как подготовить домашнее задание по русскому языку.

1. Выполнение домашнего задания начинайте с работы над ошибками.

– Повторите правила, которые забыли.

– Выучите или повторите заданное правило.

– Придумайте свои примеры на это правило.

2. Прочитайте задание для упражнения.

3. Прочитайте все упражнение. Устно выполните задания к нему.

4. Выполните упражнение письменно.

5. Проверьте всю работу.

Как научиться списывать текст.

1. Прочитайте весь текст, как говорите.

2. Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.

3. Повторите предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнили ли.

4. Найдите орфограммы в списываемом предложении.

5. Прочитайте предложение так, как оно написано (как будете себе диктовать во время письма).

6. Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.

7. Пишите, диктуя себе так, как проговаривали последние два раза.

8. Проверьте написанное:

– читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;

– подчеркните (выделите) орфограммы в написанном;

– сверьте каждую орфограмму с исходным текстом (*).

9. Продолжайте работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.

10. Прочитайте по тетради весь текст выразительно.

Правило проверки письменных работ.

1. Проверьте предложение по смыслу, то есть:

– прочитайте предложение вслух;

– проверьте, подходят ли слова друг к другу;

– нет ли пропуска слов в предложении;

– о чем говорится в предложении, бывает ли так.

2. Проверьте написание предложения:

– читайте, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска букв, замены?);

– читайте, начиная с последнего слова, проверяйте орфограммы.

3. Внимательно прочитайте записанное предложение еще раз.

Чтение.

Окружающий мир

Как показывает практика, младшие школьники домашнее задание готовят в разном темпе, некоторые испытывают большую трудность при выполнении устных заданий по различным предметам. Наши памятки не являются обязательными, но надеемся, что они помогут, если ваш малыш затрудняется, например, выучить наизусть стихотворение или подготовить пересказ текста, если он не знает, как выполнить домашнее задание по курсу «Окружающий мир» или по чтению.

Как выучить стихотворение.

1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.

2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.

3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитайте стихотворение еще 2–3 раза. Постарайтесь его запомнить.

5. Через несколько минут повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы еще 2–3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном еще раз повторите стихотворение.

8. Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом расскажите его наизусть.

Как подготовить пересказ текста.

1. Внимательно прочитайте рассказ вслух, не торопясь.

2. Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.

3. Разделите текст на логически законченные части.

4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть.

5. Рассказывайте, придерживаясь плана. Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.

6. При необходимости прочитайте текст еще раз. Проверьте себя.

Как подготовить домашнее задание по курсу «Окружающий мир».

1. Вспомните, не открывая учебник, о чем узнали на прошлом уроке:

– О чем рассказал учитель?

– Какие ставили опыты?

– Какие проводили наблюдения?

– Какие рассматривали картины, таблицы или карты?

2. Прочитайте в учебнике вопросы к уроку, ответьте на них.

3. Прочитайте текст заданного раздела учебника.

4. Подготовьтесь отвечать по теме урока:

– Придумайте (составьте) план ответа.

– Расскажите материал по этому плану.

– Постарайтесь не просто рассказать, но и привести примеры из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг.

– Сделайте выводы.

– Откройте учебник. С помощью рисунков, текста и выводов учебника проверьте, как вы усвоили материал.

5. Выполните задания учебника в конце раздела.

Как подготовить домашнее задание по чтению.

1. Откройте книгу на нужной странице.

2. Вспомните, что узнали на уроке.

3. Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. По ходу чтения ставьте знаки ударения над словами.

4. Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.

5. Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.

6. Разделите рассказ на части, озаглавив их.

7. Перескажите текст по плану.

8. Ответьте на вопросы и выполните задания учебника.

9. Прочитайте текст еще раз выразительно.

Система специальных упражнений, отрабатывающих скорость и правильность чтения.

Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя систему специальных упражнений. Вот некоторые из них:

1. ЕЖЕДНЕВНОЕ чтение про себя.

2. ЕЖЕДНЕВНОЕ домашнее чтение ВСЛУХ, фиксирование результатов в читательском дневнике.

3. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.

п/п

Автор

Ф. И. О.

Название

Дата

Подпись

Замер скорости чтения
по истечении недели

 

 

 

 

 

 

 

4. Чтение с КАРАНДАШОМ В РУКАХ:

– Деление на слоги.

– Постановка знаков ударения.

– Подчеркивание непонятных слов и выражений.

5. Режим ЩАДЯЩЕГО чтения (мало текста при большом рисунке).

6. Обязательное чтение ПЕРЕД СНОМ или в течение дня.

7. Чтение до ПЕРВОЙ ОШИБКИ с замером количества слов.

8. Чтение в темпе СКОРОГОВОРКИ.

9. МНОГОКРАТНОЕ чтение в паре или индивидуально.

10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста.

11. Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа: «НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧАСТОТА».

Математика

На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ребенок понимал смысл выполняемых действий, то есть зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых задачах, так как задача – это жизненная ситуация, требующая решения.

Учителя отобрали для вас и переработали самые необходимые сведения и рекомендации по работе над задачами, уравнениями и числовыми выражениями.

Работа над задачей.

1. Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.

2. Докажите, что это задача (выделите условие и вопрос задачи).

3. Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.

4. Запишите задачу кратко или выполните чертеж.

5. Если задача составная (сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать сначала, а что – потом.

6. Составьте план решения задачи.

7. Запишите и прочитайте решение задачи. Проверьте его.

8. Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.

Виды краткой записи:

· рисунок;

· чертеж;

· схема;

· опорные слова;

· таблицы;

· графы;

· круги Эйлера-Венна.

Виды записи решения:

· по действиям;

· выражением;

· уравнением;

· полуписьменно;

· по вопросам;

· с пояснением;

· без пояснения.

 

 

Памятка для родителей «Ваш ребенок

— первоклассник»

•        Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

•        С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Анкета для родителей первоклассников

Просим вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется наиболее подходящим вам и вашему ребенку.

1.        Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно;
  • без особой охоты;
  • охотно, с радостью;
  • затрудняюсь ответить.

2.        Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное новый распорядок?

  • пока нет;
  • не совсем;
  • в основном, да;
  • затрудняюсь ответить.

3.        Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

  • скорее нет, чем да;
  • не вполне;
  • в основном да;
  • затрудняюсь ответить.

4.        Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

  • иногда;
  • довольно часто;
  • затрудняюсь ответить.

5.        Каков преобладающий характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления;
  • положительных и отрицательных примерно поровну;
  • в основном положительные впечатления.
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий (укажите конкретно)?        
  1. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • довольно часто;
  • иногда;
  • не нуждается в помощи;.
  • затрудняюсь ответить.

8.        Как ребенок преодолевает трудности в работе?

  • перед трудностями сразу пасует;
  • обращается за помощью;
  • старается преодолеть сам, но может отступить;
  • настойчив в преодолении трудностей;
  • затрудняюсь ответить.

9.        Способен ли ребенок сам проверить работу, найти и
исправить ошибки?

  • сам этого сделать не может;
  • иногда может;
  • может, если его побудить к этому;
  • как правило, может;
  • затрудняюсь ответить.

10.        Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто;
  • бывает, но редко;
  • такого практически не бывает;
  • затрудняюсь ответить,

11.        Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

  • нет;
  • скорее нет, чем да;
  • скорее да, чем нет;
  • затрудняюсь ответить.

12.        Примечания (советы, рекомендации, предложения, вопросы).

Памятка для  родителей звуко-буквенного анализа слова.

Словопесок

  1. Дети: в слове 2 гласных звука –и , -о, обозначу их красными точками. Вспомню правило: »Сколько в слове гласных – столько и слогов, это знает каждый из учеников». Значит в слове «песок» - 2 слога:первый слог- пе, второй –сок. Разделю слово вертикальной чертой. Позову слово, определю ударный слог.Ударение падает на второй слог.

1-й звук    п   - согласный глухой, мягкий, ставим зелёную точку. На письме обозначен буквой «пэ»

2 –й звук     и  - гласный безударный, ставим красную точку. На письме обозначен буквой «е»

3 –ё звук    с   - согласный глухой, твёрдый, ставлю синюю точку. На письме обозначен буквой «эс»

4-й звук    о    гласный ударный, ставим красную точку. На письме записан буквой «о».

5-й звук   к   - согласный глухой, твёрдый, ставлю синюю точку. На письме пишу букву «ка»

В слове  «песок» 5 букв, 5 звуков.

Графическое изображение состава слова:

                      - корень, часть слова. С помощью корня образуются однокоренные слова: дым, дымок, дымочек.

                          - приставка, часть слова, стоит перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова. Унёс, принёс, вынес.

                      - суффикс, часть слова, стоит после корня. С помощью суффикса образуются новые слова. Трава, травка, травушка.

                    - окончание, изменяемая часть слова. Может стоять после корня или после суффикса, может отсутсвовать. Зима, о зиме.

     Убедительная просьба, поработать над звуко - буквенным анализом слов и составом слов, так как опросить всех учащихся – не представляется возможным. Следите за тем, чтобы всегда были в наличии в пенале и заточены: красный, синий, зелёный, простой карандаши.Также не у всех закладки в Букваре, долго ищут нужную страницу.

«Садимся за уроки»

 

    Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков,  с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»?

Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребенка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребенку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идет военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребенок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

Полезно для ребенка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает; можно вместе прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребенок.

Можно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Необходимо приучать ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребенок играет с хлебом, пошел мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребенок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.

Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?

Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г усиливает утомление.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см. Разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

— до одного часа — в первом классе;

— до 1,5 часов — во втором;

— до 2 часов — в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания.

Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких, с интересных или скучных? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности.

Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым — трудное или легкое.

 

С самого начала ребенок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.

Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно,  а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умственной работы.