MENU

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ДОШКОЛЬНИКА

 

Информационные технологии, как показывают исследования, ока­зывают колоссальное воздействие на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам, это воздействие на психику интер­активной деятельности, несущей негативное содержание, потенци­альное исключение родителей, традиционных хранителей общественных ценностей, из общения с развивающимся ребенком. Информационные технологии позволяют ребенку формировать собственный контент, который поступает непосредственно ему, минуя родительский досмотр.

 

Демонстрация насилия в видеоиграх и на экранах ТВ может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терро­ризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмиро­вать детей, вызвать кошмары. Исследования пока­зывают, что 37 % родителей детей дошкольного возраста сообщают о том, что их ребенок был напуган или расстроен телевизионными новостями. Телевизионные программы, сайты и пр., содержащие элементы насилия, отрицательно влияют на детскую психику, поэтому они классифицируются как потенциально опасные для здоровья населения[1].

 

Маленькие дети, которые видят насилие на телеэкране и в компью­терных играх, находятся в состоянии общей тревоги, стресса, повы­шенной интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений; имеют высокий уровень адреналина, так как они не всегда понимают, что все, что они видят, не реально.

 

Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств.

 

Длительная визу­альная фиксация на экране нарушает развитие зрения, столь необходимое для последующего чтения и письма.

 

По данным британского доктора А. Сигмана, к возрасту 6 лет средний британский ребенок провел один полный год перед экраном (в основном, телевизора). Это время могло бы быть потрачено на другие виды деятельности, более полезные и необходимые для его развития и благополучия.

 

Анализ воздействия технологий на развитие ребенка показывает, что в то время как его вестибулярный, проприоцептивный, тактиль­ный и опорный аппараты нуждаются в стимулировании, зрительные, слуховые и сенсорные системы находятся в состоянии «перегрузки».

 

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зритель­ной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентриро­ваться на учебных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию моз­га, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными[2].

 

Речевое развитие является одной из ключевых задач развития в раннем детстве. Недавние исследования американских ученых пока­зали, что на языковом развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет отрицательно сказывается работающий телевизор, а вокальные взаи­модействия родитель-ребенок при этом значительно снизились. Исследование выявило взаимосвязь между отвлекающими эффектами фона работающего телевизора на попытки ребенка играть в игрушки и взаимодействовать с семьей. Была выявлена связь между просмот­ром телевидения и нерегулярным графиком сна у младенцев и детей в возрасте до 3 лет.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передо­вых технологий в современном мире, подключение к ним «происходит за счет отключения следующего поколения от общечело­веческих ценностей».

 

        В 2001 году Американская академия педиат­рии опубликовала программное заявление, что дети в возрасте до 2 лет не должны использовать никакие технологии[3]. Академия также реко­мендовала ограничить использование телевизора детьми старше 3 лет 1—2 часами в день. Сегодня все чаще предлагается не допускать ребенка к телевизору до 3 лет, к компьютеру—до 5 лет.

 

Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети.

Родители должны привлекать детей к чтению 1—2 часа­ в

день, физическим упражнениям и творческим играм.

 

 

Временные ограничения работы на компьютере:

 

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером.

Детям 5—7 лет можно «общаться» с компьютером не более 10—15 минут в день 3—4 раза в неделю.

Учащимся первого класса — 10—15 минут в день. При этом необходимо учитывать технические характеристики компьютера и правила организации рабочего места.

 

[1]Anderson CA, Berkowitz, L, Donnerstein E, Huesmann LR, Johnson JD, Linz D, Malamuth NM, Wartella E. The Influence of Media Violence on Youth // Psychological Science in the Public Interest. 2003; 4:81-110; Christakis DA, Zimmerman F.J. Violent Television During Preschool Is Associated With Antisocial Behavior During School Age. Pediatrics. 2007; 120: 993-999.

[2] Small G, Vorgan G. iBrain. Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. HarperCollins Publishing; New York, 2008.

[3]  Children, adolescents and television / American Academy of Pediatrics, Committee on Public Education // Pediatrics. 2001; 107 (2): 423-426.