MENU

Упражнения и игры для развития речи детей раннего возраста

 

На третьем году жизни у ребенка происходит интенсивное физическое и нервно – психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет формирования речи. Дети начинают употреблять все части речи; почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова.

Речь отражает уровень мышления ребенка. Большинство детей уже имеют четкое представление о назначении окружающих предметов домашнего обихода, правильно их используют. Знакомясь с новыми предметами, дети, прежде всего, стараются определить их функции, задавая вопросы: "Как это называется?", "Почему?", "Где?", "Зачем?". Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе в развитии мыслительной деятельности.

Предлагаем упражнения и игры для развития речи детей раннего возраста.

Развитие пассивного словаря

Учите ребенка по словесному указанию какого-либо признака находить и показывать предметы. Например: "Принеси красный мяч".

Учите различать местоположение предметов. Например: "Положи рядом"

Включайте в повседневные разговоры с ребенком сложные просьбы. Учите его понимать и выполнять трехступенчатые инструкции: "Возьми книгу, пойди на кухню, отдай ее бабушке".

Для расширения запаса понимаемых ребенком слов, используйте игры, картинки, в которых изображены разнообразные темы. Лучше всего параллельно знакомить ребенка с реальными предметами, соответствующими игрушками и картинками с их изображениями. Для этого можно организовать такие игры:

Подбери таблички. В разных домиках, коробочках, клетках расставлены игрушечные животные. Ребенок подбирает картинку с изображением животного, находящегося в "домике".

Рассади зверей по нужным клеткам. Игра по смыслу обратная предыдущей. Картинки расставлены около клеток. Ребенок должен правильно расставить игрушечных животных.

Что нарисовал художник?Разложить все предметы, игрушки, на картинки их изображающие. Взрослый обязательно должен назвать предмет, который кладет ребенок, если тот еще не может сделать это сам.

Начинайте с двух-трех наименований, постепенно увеличивайте количество игрушек и картинок в игре.

Парочки.Учите ребенка играть в парные картинки. Разложите перед ребенком в ряд несколько ( 3-10) изображений знакомых предметов. Потом давайте ему по одной картинке, парной какой – либо из лежащих перед ребенком: "Найди такую же, положи рядом. Сделай парочку. У тебя две лопатки". Или: " Посмотри, какая у меня картинка. Дай мне такую же. У меня две машины". При усложнении игры ребенок должен сам найти из предложенных ему всех картинок парные варианты.

Развитие слуховых реакций

Для развития слухового внимания ребенка используйте различные музыкальные игрушки и инструменты.

Покажите ребенку, как играть на дудочке, металлофоне, маракасе и других шумовых инструментах. Научите ребенка играть быстрее и медленнее, замолкать по команде. Такие упражнения способствуют и развитию произвольных реакций, внимания и самоконтроля.

Можно играть и ладошками, ударяя ими по коленкам в такт словам. Конечно, взрослый должен показывать пример:

Поехали потихонечку, Медленно, ударяем поочередно то правой, то

Поехали потихонечку, левой рукой

И быстренько, и быстренько, Ускоряем темп.

И быстренько, и быстренько!

Стоп, приехали! Остановились, замерли.

Познакомь те ребенка со звучанием некоторых музыкальных инструментов. Пойте простые песенки и подыгрывайте себе на любом музыкальном инструменте (бубне, маракасе…), при этом привлекайте внимание малыша к различной громкости звучания и исполнения мелодии.

Узнай предмет по звукуПостучите вместе с малышом палочкой по разным предметам: оконному стеклу, чашке, батарее, раковине. Прошуршите газетой, спичками в коробке, побулькайте водой в бутылке, позвените монетами. Называйте те звуки, которые извлекаете: " Так булькает вода, а так скрипит кресло…"

Затем попросите ребенка отвернуться (держать глаза малышу сложно, а завязать их он скорее всего не даст). Воспроизведите какой-либо из услышанных ранее звуков и спросите малыша: "Что это звучало?" Если ребенок затрудняется назвать звук, пусть пробует найти сам, какой предмет мог так звучать.

Развитие активной речи

На данном этапе речевого развития ребенка надо расширять его активный словарь, формировать грамматический строй речи. Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия.

Учите ребенка использовать в речи развернутые фразы. Без тренировки дети будут стараться заменить развернутые ответы простыми, и речь их будет бедной.

Следующие рекомендации эффективны для развития речи на данном этапе, они помогут вам в организации игр, занятий с ребенком.

Для введения в употребление новых слов полезно их употреблять в сочетании со знакомыми словами. Так, знакомя ребенка с новой игрушкой, название которой ему еще не знакомо, полезно назвать ее много раз, описывая то, как она устроена, ее внешний вид, Во время занятий с сюжетными игрушками знакомьте ребенка с названием разных предметов, показывайте действия с ними, раскрывайте их значения. Таким образом, вы еще и закрепляете навыки самообслуживания, нормы поведения.

Для игр и занятий с ребенком используйте картинки, на которых изображены предметы, предметы в действии и сюжетные картинки

Организуйте совместное рассказывание. Учите ребенка повторять фразы, отвечать на вопросы, усложняйте рассказ, включая в него описание нескольких действий, нескольких персонажей.

Задавайте ребенку конкретные вопросы: "Где стоит стул?", более общие: "Что лежит на столе?" и вопросы, опирающиеся на знания ребенка, его опыт: "Что ты видел в зоопарке?"

Какой.При составлении фраз по картинкам, при описании предметов, в дидактических играх включайте в свою речь всевозможные прилагательные( большой, красный, полосатый), местоимения (он, это, твой), чаще задавайте вопросы: "Какой? Какого цвета? Какой формы? Чей?".

Вопросы. Учим детей задавать вопросы. "Где, когда, почему" и отвечать на них случае затруднения, сами давайте правильный образец ответа и просите ребенка повторить за вами.

Ваша речь. Будьте особо внимательны к своей речи. Возраст от 2 до 5 – критический для возникновения заикания. Ваша речь должна быть не быстрой по темпу, негромкой, четкой, хорошо интонированной и понятной. Не перегружайте свою речь слишком трудными грамматическими конструкциями и лексикой.

Что делает. Подберите картинки, на которых изображено действие. Спрашивайте, что делает тот или иной персонаж. Например: "Что делает мальчик на этой картинке?".

Телефон. Вы можете разговаривать с ребенком по игрушечному телефону, задавая вопросы, типа" Алло, кто это? Ты играешь? Что мы будем есть?..." Главное, строить вопросы так, чтобы малыш догадался, что ответить. Если ребенок молчит, притворитесь, что не расслышали и подскажите ему: "Что ты говоришь? Кашу или суп?" Можно разговаривать по телефону с игрушкой или с воображаемым родственником. В этом случае, вы можете подсказывать ребенку те вопросы, которые он потом повторит в трубку. Например: "Поздоровайся…Спроси, пойдет он гулять… Позови его в гости".

Лото маленькие карточки находятся у взрослого, большие, разделенные на несколько картинок – у ребенка..Показывая карточку, спросите у ребенка: "Что это?". Если он не знает, назовите предмет, а потом спросите: "У кого мячик?". Игра потеряет значение, если вы просто будете спрашивать: "У кого такая картинка?".

Развитие артикуляционного аппарата

Играет важную роль при овладении ребенком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда ребенок ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:

Мыльные пузыриВыдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.

Птички. Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите ребенку сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.

Покажи язычок. Когда ребенок кушает какую-нибудь разноцветную еду ( варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.

Котенок. Иногда можно позволить ребенку полакать молоко или сметану из блюдечка, как котенок

Разным голосом. Учите ребенка использовать различные возможности своего голоса. Он должен уметь говорить громким и тихим голосом, добрым и злым. Как говорит папа – мишка? А как говорит медвежонок?

Сначала –потомУчите различать понятия "сначала" и "потом", устанавливать последовательность действий и событий. Для этого намеренно употребляйте в своей речи слова "Сначала, потом". Задавайте вопросы типа: "Что было сначала? Что ты будешь делать потом, дальше? какую книжку мы сначала почитаем?"

Проговаривайте свои действия при игре. Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.

Список используемой литературы:

1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно/ В.Г.Алямовская.- М.: Линка-Пресс, 1999. -143с.

2. В.В.Гербова А.И.Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада.- 2-е изд; перераб.- М.:Просвещение, 1986. – 128с.

3. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)/ Е.Б.Волосова. - М.: Линка-Пресс, 1999. -68с.

4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Развитие и воспитание дошкольника: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей./А.С.Галанов. - М.: Аркти, 2000.- 62с

5. Развитие и обучение раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие / сост. Е.С.Демина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-96с (Дошкольное воспитание и развитие)