MENU

Почему ребенок ругается матом? 1Почему ребенок ругается матом?

 

 

 

 

Мат – явление привычное и в то же время парадоксальное. По недавним опросам, 80% россиян считают употребление мата неприемлемым, а 10% - допустимым только в крайних случаях, при этом – в рамках того же исследования – более чем у 70% опрошенных есть в окружении убежденные матерщинники. Так или иначе нецензурную лексику в речи родителей и окружающих в первую очередь запоминают дети, а отучить ребенка ругаться матом – задача не из легких.

В свободном доступе можно найти массу видео, на которых ребенок ругается матом, и такая тенденция выглядит удручающей.

Несложно заметить, что основная причина детского мата – пример старших. Особенно быстро малыши развивают такой «навык» при некорректной реакции – смехе, даже разовом одобрении, поощрении и т.п.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Что делать с детским матом?

Чтобы отучить ребенка ругаться матом, как правило, достаточно настойчивости, последовательности и знания некоторых основных правил.

Во-первых, прямой и агрессивный запрет спровоцирует развитие любой негативной привычки. Воздержитесь от нотаций при посторонних, замечания делаются только тет-а-тет.

Во-вторых, если мат только появился в речи ребенка младшего возраста, попросите его объяснить значение слова, которое он произнес. Нередко малыши попросту копируют слова старших, не понимая их сути. В игровой форме можно отучить ребенка до 5 лет от ненормативной лексики. Например, предложите ему игру со словотворчеством (а лучше ему и его ближайшим друзьям), как вариант, ферферский язык (как у сыщика Калле), когда между слогами вставляется «фер», например, слово «дорога» произносится как До-фер-Ро-фер-Га-фер. Такие «выкрутасы», если заинтересуют, отвлекут его от мата, особенно если ввести систему поощрений.

Часто с помощью мата ребенок пытается вызвать эмоции и внимание. Попробуйте игнорировать подобные провокации – малыш поймет, что такая игра «не работает» и сам постепенно откажется от нецензурной лексики. В 5-7 лет допустим метод «кнута и пряника», если ребенок не воспринимает по-хорошему, иногда приходится и наказывать – разумеется, в разумных пределах и не делая из мухи слона.

В-третьих, с закрепившимся в речи младшего школьника матом справится словарь ненормативной лексики – метод радикальный, но действенный: то, что существует в таком количестве, да еще и ненаказуемо (словарь все-таки), не кажется запретным и интересным.

Простые приемы на каждый день

• Возьмите за правило не материться в присутствии ребенка. 

• Если ребенок позволил себе мат при других, сдержите эмоции, позже объясните, что это выглядело очень глупо и огорчило и вас, и гостей. 

• Если мат «пришел» в речь от ровесников, постарайтесь не критиковать их – вы вызовите неэффективную конфронтацию, особенно если ребенку больше 10-12 лет. 

• Методично и спокойно при удобном случае упоминайте, насколько нелепо и «не круто» выглядят матерщинники. 

• Отвлекайте ребенка спортом и творчеством, подавайте позитивный и интересный ему пример.