MENU

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQEkSsE3dAY61INABfWxeK1De92kqyvR4KErhn5dAPcxgbEyIO7«Социальная роль отца в воспитании детей».

«Не воспитывай детей,

они все равно будут похожи на тебя.

Воспитывай себя»

Английская пословица

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Существует ли проблема у отцов в семьях сегодня?

- Нам всем "пора спасать отцов"?

- Неужели им так плохо?

 

Роль отца в современной семье остаётся не столько весьма сложной, но и удивительно драматичной. Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. Отец наиболее естественный источник познания о мире, труде, технике.

Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Он может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию группового давления. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отдаления от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец единственный герой, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребёнка пропадает страх. Отец всемогущ и неуязвим, он может всё в глазах ребёнка. Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить женщина-мать.

Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятий со своим ребёнком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства, заставляя мужчин работать больше и тяжелее. Кроме того, есть ещё весомые факторы, которые осложняют процесс взаимоотношений внутри семьи: нередко это пристрастие мужчин к алкоголю, наркотикам и сексуальная распущенность.

Как правило, большинство отцов недооценивают своей роли в воспитании детей, и большая часть воспитания ложится на плечи матерей. Это объясняется тем, что социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Выделим некоторые из них:

  • ловушка простой цели «Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»
  • тебе должны «Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»
  • все как у людей «отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи»
  • ловушка правоты силы или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов
  • ловушка возраста «Я еще молодой, погулять хочется, он еще ребенок, пусть с ним мама возится»
  • «Я ему все покупаю, что захочет» - игнорирование личностного общения.
  • социальная ценность пола «я мужчина меня любая подберет, мужчина везде нужен» это приводит к отказу от глубинных переживаний.
  • ревность к детям – нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

http://trinixy.ru/pics4/20091116/fathers_and_kids_07.jpgОтец и мать по разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь особенно к сыну порой носит условных характер «Я люблю тебя тогда когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования.»

Идеальный вариант – когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту… а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.

Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

Но каким образом современные отцы могут вернуть себе статус блюстителей законов жизни семьи и при этом не уподобиться домашним тиранам былых времен? Почему так важно, чтобы эту особую роль отца признали семья и общество?

Построение общества начинается с отца: именно он разрешает и запрещает, и он же разрывает первоначальную связь (близкую к слиянию) матери и ребенка. Но сегодня он утрачивает полномочия "представителя закона", его роль становится туманной.

- Что мешает отцу быть главой?

В первую очередь то, что общество не признает за ним этой роли. Мы постепенно перешли от иерархической модели организации общества к горизонтальной, что привело к неизбежной путанице ролей и потере ориентиров в семье. Теперь никто никому не подчиняется, различия между поколениями размываются. Когда-то отец был могущественной фигурой не только в семье, но и в обществе: его окружал тот же ореол мощи и защиты, что и короля, папу или главу государства. Сегодня у отца больше нет этой поддержки.

- Может, нам вернуться к римской модели семьи, где властвовал отец?

Конечно же нет! Для становления личности ребенка ему необходимо считать отца сильным и могущественным. Прекрасно, если отец таков на самом деле. А если это не так, общество, признавая и ценя отцовский авторитет, тем самым может позволить ребенку вообразить своего отца таким, приписать ему эти качества. К сожалению, сегодня этого нет. Мужчины, которых больше не уважают и не ценят, сами отказываются от мужских качеств и становятся похожи на матерей.

- Значит, отец-домохозяйка мешает становлению личности ребенка?

 Ребенку необходимо восхищаться своим отцом. Если это сын, то он должен брать с него пример, - именно так он взрослеет. Если бы общество ценило мужчин, занимающихся домашним хозяйством, то все было бы в порядке, но у нас совсем не тот случай. Символически роли матери и отца не взаимозаменимы. Но это не означает, что отец не должен быть ласков с ребенком или не должен брать на себя повседневные заботы о нем.

 - Может ли мать помочь восстановить авторитет отца?

Необходимо, чтобы мужчину уважали в семье, и прежде всего его жена. Ведь ее отношение очень сильно влияет на детей. Кроме того, для восстановления авторитета отца надо, не покушаясь на равноправие полов, признать, что роли мужчины и женщины вне семьи, возможно, одинаковы, но внутри семьи - различны. Чтобы спасти отца и мать как символы, нужно разграничить их семейные роли. Вот отправная точка для дальнейших размышлений. Нового отца предстоит выдумать, и это непростая, но достойная задача!

Давайте рассмотрим ситуацию:

Первоклассник Коля по заданию учительницы делал скворечник. Мальчик был поглощен работой, несколько раз собирал и разбирал домик, и когда, наконец, остался удовлетворен своей работой, обратился к отцу:

- Посмотри, папа, какой скворечник получился! Отец оценивающе осмотрел его и сказал:

- А твоего домика скворцы не испугаются?

- Почему? — недоумевая, спросил Коля.

- Да руки у тебя — крюки, простого не мог сделать по-человечески,— с укором сказал отец.

Когда через некоторое время отец предложил сыну установить скворечник на дереве, тот равнодушно сказал:

- А - я его разломал и выбросил.

Вопросы для обсуждения:

1.Какое важное качество личности проявилось у Коли в процессе работы над скворечником?

2.Чувствовал ли отец внутреннее состояние сына, его настроение, когда мальчик обратился к нему за оценкой своей работы?

3.Встречались ли подобные ситуации в вашей жизни?

4.Как бы поступили вы в данном случае?

Комментарии: К сожалению, родители часто забывают, что они когда - то были детьми и у них тоже не все получалось, и, надев мантию взрослого, судят своих детей, не замечают как наносят обиды тонкой детской душе.

Маме в данной ситуации следует деликатно напомнить  отцу о том, что их сын еще ребенок, и когда он вырастет, то будет делать добротные и красивые скворечники, а пока следует извиниться перед сыном и предложить вместе построить новый скворечник.

Ситуация 2.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

 

Упражнение «Общение детей и родителей в лицах».

(участникам заранее выдаются бланки с упражнением)

Цель: Обратить внимание родителей на то, с каким лицом мы чаще всего общаемся в семье.

E:\сюда ФОТО\DSCN1566.jpgИнструкция: Отвечая на вопрос, нарисуйте одну из предложенных пиктограмм :

№ п/п

вопрос

пиктограмма

1

С каким лицом Вы просыпаетесь чаще всего?

 

2

С каким лицом Вы встречаете мужа с работы?

 

3

С каким лицом Ваш ребенок приходит со школы чаще всего?

 

4

С каким лицом чаще всего Вы общаетесь с ребенком?

 

5

С каким лицом чаще всего общается с Вами Ваш ребенок?

 

6

Каким Вы желаете видеть лицо ребенка при общении с Вами?

 

7

С каким лицом Ваш муж приходит с работы чаще всего?

 

8

С каким лицом Вы встречаете гостей?

 

9

С каким лицом чаще всего общается с ребенком отец?

 

Подсчитайте, каких пиктограмм у вас получилось больше? Зарисуйте ее в квадрате.

Соединительная линия: о оЭто лицо вашей семьи:

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

- понравилось ли вам это упражнение?

- удивил ли вас полученный результат?

- проделаете ли Вы это упражнение в своей семье?

Вывод: Мы часто не замечаем, как мы общаемся со своими самыми близкими людьми, каким тоном говорим с ними, какие жесты используем, слова, какое выражение лица чаще всего бывает у нас.

Ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они в свою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни должны привносить в жизнь своих детей положительные эмоции.

Рефлексия:

- нужно ли проводить такие мероприятия для родителей?

- какие моменты вам запомнились лучше всего?

- помогло ли это мероприятие вам задуматься о своей семье?

- считаете ли вы эту тему актуальной?

Вывод:

Именно в семье ребенок учиться осваивать родительские роли и функции. Для более успешного осуществления этого процесса должна произойти переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции. 

 

Мы Вам желаем семейного благополучия!

 

Всего Вам доброго!!!