MENU

 

 

 

 

Программа психологической подготовки

обучающихся 9 – 11 классов к ГИА

 

 

 

 

 

 

Директор МОБУ СОШ №10                                  Н.Х. Акмалтдинова

 

Составила:                                                                        

педагог – психолог СОШ №10                            Салимова Г.Ф.

 

 

 

 

 

Нефтекамск 2015

Актуальность

Психологические аспекты  экзаменационного  стресса

 

Если у вас трясутся руки перед экзаменом по каллиграфии, то вам

не стоит пытаться копировать почерк древних  мастеров - лучше попробуйте перенять их дух.

Ши  Юй

 

     Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных  испытаний, где ему  приходится  доказывать свою социальную состоятельность, физическое  самочувствие или  уровень интеллекта. Симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной  работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих  на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях – вот  типичные проявления страха перед экзаменом.  Проведенные в последние годы исследования показали, что страх   перед экзаменами  затрагивает все системы  организма человека: нервную, сердечно – сосудистую, иммунную и др. Недавняя работа ученых из медицинской школы Хьюстона (США) показала, что под влиянием этого страха у  части студентов происходят нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновениия онкологических заболеваний. По данным российских авторов, в  период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируется выраженные нарушении я  вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы, сопровождающиеся  учащением пульса, повышением  артериального давления и  нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. В тоже время существует и другая точка  зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность.  Американский психолог Саразон установил, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится.  Интересно, что в  то время как  для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно  «как следует разозлиться» или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и спешно сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха,  при котором он показывает наилучшие результаты. Для  успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два  фактора: теоретическую и  психологическую подготовку. При организации предэкзаменационной работы следует,  во – первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки, а во – вторых оптимальным  образом организовать свой быт, так, чтобы в нем не было ночных занятий,  злоупотребления кофеином, а также выделено время для физической активности.

Данная программа состоит из  теоретической  и практической частей. Теоретическая часть включает в себя познание структуры личности:  эмоциоанально – волевую, потребностно – мотивационную сферы, а также характер  и темперамент. Практическая часть состоит из  упражнений,  направленных на коррекцию тревожного поведения,  формирования коммуникативных и  креативных  способностей, повышения стрессоустойчивости организма. Осуществляется обучение методам психической саморегуляции, с  помощью которой  можно улучшить свой  сон, улучшить и развить волю, память,характер,интеллект,  концентрацию внимания. Одним из наиболее эффективных  методов  саморегуляции является  аутотренинг.

 Аутотренинг (саморегуляция) является наиболее эффективной психотерапевтической методикой, т.к. помимо прочего, позволяет эффективно избавиться от страха, сомнений, неуверенности, и т.п. симптоматики, свойственной  малой психиатрии (пограничным состояниям). Психофизиологически подобное объясняется следующим образом. Расслабление мышц (основная составляющая саморегуляции, расслабление — главное необходимое условие для погружения в транс) способствует переводу организма человека в дремотное состояние. Во время расслабления нервная система готовится к отдыху. Отдых — это переходное состояние между бодрствованием и сном. Кроме того отдых, это и умение расслабляться. Напряжение возникает в мозге как реакция на стресс. Импульсы, поступающие в головной мозг, проходят через спинной мозг, связанный бесчисленными нервными волокнами с каждой частью тела. Нервная система человека имеет жизненно важное значение для организма. Ощущения поступают в мозг и вызывают мгновенную реакцию определенных частей тела. Когда мышцы получают сигнал от мозга, они импульсивно сжимаются и напрягаются, сдавливая нервные волокна. Без расслабления напряжение остается в мышцах, окружающих нервные волокна. Длительное напряжение вызывает нервозность и приводит к психосоматическим заболеваниям. Поэтому очень важно уметь расслабляться, отдыхать. А одним из вариантов отдыха является отдых во время психической саморегуляции (аутотренинга).  Методы психической саморегуляции позволяют регулировать мышечное напряжение (показателем отрицательных эмоций является мышечное напряжение), вызывая расслабление мышц, а значит и уменьшения соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. И как общий результат — внутреннее психическое равновесие.

Таким  образом, психологическая подготовка к экзаменам заключается в  создании оптимального функционального состояния,  позволяющего  учащемуся наилучшим  образом продемонстрировать свои  знания, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимый напряженной подготовкой к экзаменам.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Цель:  Оказание  психологической помощи учащимся в процессе подготовки учащихся  к ГИА.

Задачи:

  1. Сформировать психологические знания о развитии эмоционально – волевой и мотивационной структуры личности.
  2. Проведение психодиагностической работы по выявлению стрессочувствительности и тревожного поведения.
  3. Коррекция тревожного поведения.
  4. Формирование умения управлять эмоциями в экстремальных условиях.
  5. Формирование стрессоустойчивости и уверенного поведения.
  6. Совершенствование поведенческих и коммуникативных  навыков.
  7. Обучение учащихся методам изменения  психологического состояния  (музыкотерапия, медитация,   аутотренинг, мышечная релаксация, дыхательная гимнастика).
  8. Индивидуальное  психологическое консультирование учащихся по проблемам личностного роста и  самоопределения.

Этапы:

1 этап (февраль - март 2015г.). Формирование психологических знаний  о развитии эмоционально – волевой и мотивационной структуры личности.

      Занятие №1,2 . Тема: «Личность как объект психологического исследования».

      План занятия:

  • Развитие личности и приоритеты общества.
  • Возрастные особенности развития  личности. Кризисы развития.
  • Потребностно – мотивационная сфера личности.
  • Эмоции, чувства и воля в структуре личности.
  • Характер и темперамент их отличие  и черты.
  • Акцентуации характера.

     

2 этап (март 2015г.). Проведение психодиагностической работы по выявлению стрессочувствительности и тревожного поведения.

      Занятие №3. Тема: «Психодиагностическое исследование личности».

      Метод: тест.

      Методики: 

  1. Тест на стрессочувствительность (см. Ю.В. Щербатых «Психология стресса»).
  2.  Определение уровня тревожности. Шкала ситуативной тревожности Спилбергера.
  3. Анализ стиля  жизни  (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

 

3 этап (март – апрель 2015г.).  Практическая  часть (упражнения, направленные на активизацию резервных сил организма; тренинги, направленные  на формирование коммуникативных, креативных способностей и уверенного поведения).    

     Занятие  №4.  Тема: «Стресс. Управление стрессом».

  • Психофизиологические проявления стресса.  
  • Причины стресса.
  • Стресс и его разновидности.
  • Оценка  характера стресса.  Структурный анализ стресса. Анализ своих стрессов с целью их  предупреждения.  Выбор адекватной реакции.
  • Антистрессовый рацион, антистрессовая ароматерапия.
  • Обучение  методам  аутотренинга и медитации при помощи  музыкального сопровождения (Бетховен — «Лунная соната»; Бах — «Скерцо» из «Сюиты для флейты и струнного оркестра N 2»; Моцарт — «Симфония N 40 соль-Минор»; Штраус-мл. — «Сказки Венского леса»; Бетховен — «К Элизе»; Бизе — Увертюра к опере «Кармен»; Бетховен — «Менуэт»; Моцарт — «Маленькая ночная серенада»; Чайковский — «Итальянское каприччио»; Россини — «Танец»; Григ — «Норвежский танец № 2»; Альбснис — «Малагуэнья»; Вивальди — «Весна» из цикла «Времена года»; Шуберт — «Форель» — четвертая часть Квинтета Ля-Мажор; Моцарт — «Менуэт»; Бах — «Мелодия на струне соль».

      Занятие №5. Тренинг  «Потерпевшие кораблекрушение».

Цель: Формирование коммуникативных способностей, умения адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам и способность принимать решение в экстремальной ситуации. Совершенствование поведенческих навыков. Формирование уверенного поведения.

       Занятие№6. Тема: «Выбор стратегии и тактики в борьбе со стрессами».

       План занятия:

  1. Ревизия жизненных программ и убеждений  (коррекция ошибочных программ поведения).
  2. Постановка  жизненных целей (определение необходимых ресурсов и потребностей для достижения цели).
  3. Работа с мыслями. Блокировка нежелательных  мыслей.
  4. Управление  временем.  Упражнения: «Время  и  мы»;  «Ревизия  времени»;  «Вниз  по реке  времени»;  «Контроль непроизводительных  расходов времени»  (Цель: научить учащихся распределять свое время).

        Занятие №7. Тема: «Уверенное поведение».

        План  занятия:

  1. Формирование уверенного поведения в социальных контактах. 
  2. Вербальный и невербальный  компоненты общения.
  3. Упражнения:  «Маркеры  уверенного поведения»;  «Заигранная  пластинка».
  4. Арт  -  терапия.  Упражнение: «Перенос  настроения  на  бумагу»; «Два рисунка».
  5. Общие подходы к управлению эмоциями. Контроль над тревогой и страхом. Контроль над раздражением  и гневом.  Упражнения:  «Глоток воздуха»; «Жил – был  у  бабушки серенький  козлик». 

         Занятие №8. Тема: «Психологические методы саморегуляции»

          План  занятия:

  1. Совершенствование тела.  Мышечная релаксация. Упражнение: «Контраст». 
  2. Управление  дыханием.  Упражнения:  «Нижнее брюшное дыхание»; «Полное дыхание»;  «Дыхание  + мышечная релаксация»;  «Погружение»; «Активирующее  дыхание»;  «Медитация на  дыхании».
  3. Источник  глубинной  силы (НЛП). Методы  ресурсного  якорения. Упражнение:  «Доступ к ресурсам  подсознания».
  4. Создание  позитивных  визуальных образов: «Киносеанс исполнения желания».
  5. Обучение  методам  позитивного мышления. Рациональная терапия – десять заповедей. Упражнения: «Спасибо Вам  за то, что  Вы …»; «Поиск  позитива».

 

 

Список  литературы:

 

  1. Вильямс К. Тренинг по управлению  стрессом.- М., 2002г.  272с.
  2. Воробейчик  Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии.- Одесса,2004г. 360с.                      
  3. Китаев – Смык  Л.А. Психология  стресса.  М., 1983г. 368с.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.,1992г.
  5. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу.  – М.,1998г. 268с.
  6. Смит М. Тренинг  уверенности  в  себе. СПб., 2004г.  244с.
  7. Ромен  А.С. Самовнушение и его  влияниие на организм  человека.  Алма – Ата: Казахстан,1970г. 200с.   
  8. Рогов  Е.И.  Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995г. 527с.
  9.  Щербатых Ю.В. Психология стресса. -  М., 2006г. 302с.
  10. Щербатых Ю.В. Психология  страха.- М., 2004г. 512с.
  11. Щербатых Ю.В. Психология  успеха.- М., 2004г. 560с.
  12. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж ,2000г. 120с.
  13. Щербатых Ю.В. Экзамен  и здоровье  студентов, //Высшее  образование       в  России, №3, 2000г. С.111 – 115.