Программа психологической подготовки
обучающихся 9 – 11 классов к ГИА
Директор МОБУ СОШ №10 Н.Х. Акмалтдинова
Составила:
педагог – психолог СОШ №10 Салимова Г.Ф.
Нефтекамск 2015
Актуальность
Психологические аспекты экзаменационного стресса
Если у вас трясутся руки перед экзаменом по каллиграфии, то вам
не стоит пытаться копировать почерк древних мастеров - лучше попробуйте перенять их дух.
Ши Юй
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, физическое самочувствие или уровень интеллекта. Симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях – вот типичные проявления страха перед экзаменом. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно – сосудистую, иммунную и др. Недавняя работа ученых из медицинской школы Хьюстона (США) показала, что под влиянием этого страха у части студентов происходят нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновениия онкологических заболеваний. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируется выраженные нарушении я вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. В тоже время существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность. Американский психолог Саразон установил, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Интересно, что в то время как для одних людей проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно «как следует разозлиться» или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и спешно сдать экзамен. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку. При организации предэкзаменационной работы следует, во – первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки, а во – вторых оптимальным образом организовать свой быт, так, чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления кофеином, а также выделено время для физической активности.
Данная программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя познание структуры личности: эмоциоанально – волевую, потребностно – мотивационную сферы, а также характер и темперамент. Практическая часть состоит из упражнений, направленных на коррекцию тревожного поведения, формирования коммуникативных и креативных способностей, повышения стрессоустойчивости организма. Осуществляется обучение методам психической саморегуляции, с помощью которой можно улучшить свой сон, улучшить и развить волю, память,характер,интеллект, концентрацию внимания. Одним из наиболее эффективных методов саморегуляции является аутотренинг.
Аутотренинг (саморегуляция) является наиболее эффективной психотерапевтической методикой, т.к. помимо прочего, позволяет эффективно избавиться от страха, сомнений, неуверенности, и т.п. симптоматики, свойственной малой психиатрии (пограничным состояниям). Психофизиологически подобное объясняется следующим образом. Расслабление мышц (основная составляющая саморегуляции, расслабление — главное необходимое условие для погружения в транс) способствует переводу организма человека в дремотное состояние. Во время расслабления нервная система готовится к отдыху. Отдых — это переходное состояние между бодрствованием и сном. Кроме того отдых, это и умение расслабляться. Напряжение возникает в мозге как реакция на стресс. Импульсы, поступающие в головной мозг, проходят через спинной мозг, связанный бесчисленными нервными волокнами с каждой частью тела. Нервная система человека имеет жизненно важное значение для организма. Ощущения поступают в мозг и вызывают мгновенную реакцию определенных частей тела. Когда мышцы получают сигнал от мозга, они импульсивно сжимаются и напрягаются, сдавливая нервные волокна. Без расслабления напряжение остается в мышцах, окружающих нервные волокна. Длительное напряжение вызывает нервозность и приводит к психосоматическим заболеваниям. Поэтому очень важно уметь расслабляться, отдыхать. А одним из вариантов отдыха является отдых во время психической саморегуляции (аутотренинга). Методы психической саморегуляции позволяют регулировать мышечное напряжение (показателем отрицательных эмоций является мышечное напряжение), вызывая расслабление мышц, а значит и уменьшения соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. И как общий результат — внутреннее психическое равновесие.
Таким образом, психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего учащемуся наилучшим образом продемонстрировать свои знания, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимый напряженной подготовкой к экзаменам.
Содержание
Цель: Оказание психологической помощи учащимся в процессе подготовки учащихся к ГИА.
Задачи:
- Сформировать психологические знания о развитии эмоционально – волевой и мотивационной структуры личности.
- Проведение психодиагностической работы по выявлению стрессочувствительности и тревожного поведения.
- Коррекция тревожного поведения.
- Формирование умения управлять эмоциями в экстремальных условиях.
- Формирование стрессоустойчивости и уверенного поведения.
- Совершенствование поведенческих и коммуникативных навыков.
- Обучение учащихся методам изменения психологического состояния (музыкотерапия, медитация, аутотренинг, мышечная релаксация, дыхательная гимнастика).
- Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по проблемам личностного роста и самоопределения.
Этапы:
1 этап (февраль - март 2015г.). Формирование психологических знаний о развитии эмоционально – волевой и мотивационной структуры личности.
Занятие №1,2 . Тема: «Личность как объект психологического исследования».
План занятия:
- Развитие личности и приоритеты общества.
- Возрастные особенности развития личности. Кризисы развития.
- Потребностно – мотивационная сфера личности.
- Эмоции, чувства и воля в структуре личности.
- Характер и темперамент их отличие и черты.
- Акцентуации характера.
2 этап (март 2015г.). Проведение психодиагностической работы по выявлению стрессочувствительности и тревожного поведения.
Занятие №3. Тема: «Психодиагностическое исследование личности».
Метод: тест.
Методики:
- Тест на стрессочувствительность (см. Ю.В. Щербатых «Психология стресса»).
- Определение уровня тревожности. Шкала ситуативной тревожности Спилбергера.
- Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).
3 этап (март – апрель 2015г.). Практическая часть (упражнения, направленные на активизацию резервных сил организма; тренинги, направленные на формирование коммуникативных, креативных способностей и уверенного поведения).
Занятие №4. Тема: «Стресс. Управление стрессом».
- Психофизиологические проявления стресса.
- Причины стресса.
- Стресс и его разновидности.
- Оценка характера стресса. Структурный анализ стресса. Анализ своих стрессов с целью их предупреждения. Выбор адекватной реакции.
- Антистрессовый рацион, антистрессовая ароматерапия.
- Обучение методам аутотренинга и медитации при помощи музыкального сопровождения (Бетховен — «Лунная соната»; Бах — «Скерцо» из «Сюиты для флейты и струнного оркестра N 2»; Моцарт — «Симфония N 40 соль-Минор»; Штраус-мл. — «Сказки Венского леса»; Бетховен — «К Элизе»; Бизе — Увертюра к опере «Кармен»; Бетховен — «Менуэт»; Моцарт — «Маленькая ночная серенада»; Чайковский — «Итальянское каприччио»; Россини — «Танец»; Григ — «Норвежский танец № 2»; Альбснис — «Малагуэнья»; Вивальди — «Весна» из цикла «Времена года»; Шуберт — «Форель» — четвертая часть Квинтета Ля-Мажор; Моцарт — «Менуэт»; Бах — «Мелодия на струне соль».
Занятие №5. Тренинг «Потерпевшие кораблекрушение».
Цель: Формирование коммуникативных способностей, умения адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам и способность принимать решение в экстремальной ситуации. Совершенствование поведенческих навыков. Формирование уверенного поведения.
Занятие№6. Тема: «Выбор стратегии и тактики в борьбе со стрессами».
План занятия:
- Ревизия жизненных программ и убеждений (коррекция ошибочных программ поведения).
- Постановка жизненных целей (определение необходимых ресурсов и потребностей для достижения цели).
- Работа с мыслями. Блокировка нежелательных мыслей.
- Управление временем. Упражнения: «Время и мы»; «Ревизия времени»; «Вниз по реке времени»; «Контроль непроизводительных расходов времени» (Цель: научить учащихся распределять свое время).
Занятие №7. Тема: «Уверенное поведение».
План занятия:
- Формирование уверенного поведения в социальных контактах.
- Вербальный и невербальный компоненты общения.
- Упражнения: «Маркеры уверенного поведения»; «Заигранная пластинка».
- Арт - терапия. Упражнение: «Перенос настроения на бумагу»; «Два рисунка».
- Общие подходы к управлению эмоциями. Контроль над тревогой и страхом. Контроль над раздражением и гневом. Упражнения: «Глоток воздуха»; «Жил – был у бабушки серенький козлик».
Занятие №8. Тема: «Психологические методы саморегуляции»
План занятия:
- Совершенствование тела. Мышечная релаксация. Упражнение: «Контраст».
- Управление дыханием. Упражнения: «Нижнее брюшное дыхание»; «Полное дыхание»; «Дыхание + мышечная релаксация»; «Погружение»; «Активирующее дыхание»; «Медитация на дыхании».
- Источник глубинной силы (НЛП). Методы ресурсного якорения. Упражнение: «Доступ к ресурсам подсознания».
- Создание позитивных визуальных образов: «Киносеанс исполнения желания».
- Обучение методам позитивного мышления. Рациональная терапия – десять заповедей. Упражнения: «Спасибо Вам за то, что Вы …»; «Поиск позитива».
Список литературы:
- Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом.- М., 2002г. 272с.
- Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии.- Одесса,2004г. 360с.
- Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983г. 368с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М.,1992г.
- Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. – М.,1998г. 268с.
- Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2004г. 244с.
- Ромен А.С. Самовнушение и его влияниие на организм человека. Алма – Ата: Казахстан,1970г. 200с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995г. 527с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М., 2006г. 302с.
- Щербатых Ю.В. Психология страха.- М., 2004г. 512с.
- Щербатых Ю.В. Психология успеха.- М., 2004г. 560с.
- Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж ,2000г. 120с.
- Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов, //Высшее образование в России, №3, 2000г. С.111 – 115.