MENU

Проектная деятельность

Что такое «метод проектов»?

1. Личностно-ориентированное образование.
2. Индивидуальный подход.
3. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
4. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
5. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
6. Развитие познавательного интереса учащихся.
В основе метода проектов лежит:
1. Креативность
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве
3. Умение самостоятельно конструировать свои знания
 

Основные понятия:

ПРОЕКТ – метод обучения (может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе);

ПРОЕКТ (проектирование) - это содержание обучения. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов (Дизайн, PR, маркетологи, рекламщики).

ПРОЕКТ – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока принципиально различны.

ПРОЕКТ – это особая философия образования. Философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности.

ПРОЕКТ – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (дословно) – «про» - устремление вперед, «ект» - камень. Камень, брошенный вперед.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (общепринятый смысл) – описание или размышление о будущей деятельности, осуществляемой в ситуации неопределенности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев.

 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является одним из методов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующего развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющего знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающего к конкретным жизненно важным проблемам.

 

Какие основные требования предъявляются к учебным проектам?

1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.);

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние; тенденции, прослеживающиеся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. Использование исследовательских методов.

 

Чем отличается проект от  самостоятельной творчес­кой работы?

Про­ект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа – более свободный вид деятельности, чем проек­тирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре. В проекте предусмотрен обязательный первый шаг-обозначение проблемного поля, выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ре­зультате работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена про­блема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Но это может быть самостоятельной творческой работой. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осущест­влением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последую­щей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.

 

Чем проект отличается от реферата?

Реферат это краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с таким изложением. Информационный же проект пред­полагает работу в структуре исследовательской деятельности. Он должен содержать предмет информационного поиска; поэтапность поиска с обозначением про­межуточных результатов; аналитическую работу над собранными фактами; выво­ды; корректировку первоначального направления (если потребуется); дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; обобще­ние; выводы и т. д. (до получения результатов, удовлетворяющих решению про­блемы информационного поиска); заключение, оформление результатов (обсуж­дение, презентация (защита), внешняя оценка, рефлексия).

 

Если ты сам реализуешь проект, то должен придерживаться некоторого порядка  его выполнения:

1. Определить тему проекта, четко сформулировать ее.

2. Определить назначение проекта.

3. Определить тип проекта.

4. Определить целевую группу пользователей.

5. Сформулировать цели и задачи проекта, рассматривая при этом цель как конечный результат проектной деятельности, а задачи как средство достижения намеченной цели.

6. Прописать этапы реализации проекта.

7. Определить перспективы развития проекта.

8. Продумать форму представления информации.

9. Определить структуру проекта.

10. Детализировать описание определенной структуры.

11. Определить необходимый фронт работ.

12. Распределить обязанности среди членов бригады.

 

Этапы проектной деятельности.

I. Проблемно-целевой этап

Прежде чем начнется работа над проектом, разработчики должны ответить на ряд вопросов:

  •  для чего создается данный проект? чем вызвана необходимость его создания? существует ли на самом деле потребность в этом проекте? как в дальнейшем будет использоваться данный проект? кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? найдет ли он своих потребителей?
  •  каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
  •  кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?
  •  как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.

V. Этап презентации – публичной защиты проекта

На этом этапе производится представление проделанной работы, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.

 

Оформление и структура отчета по проектной теме

Титульный лист:
Формат А4;
Наверху, по центру, полное название образовательного учреждения;
Ниже – название проекта (код предмета);
Ниже – тема;
Ниже – выполнил (а) фамилия и  имя  автора (авторов), № и буква класса, тип класса; если количество авторов проекта более трех, то на титульном листе указывается:  «группа учащихся», а состав группы оформляется на отдельном листе, располагаемым за титульным листом.

Ниже – руководитель: ФИО (полностью) руководителя, его должность и телефон;
Ниже – проект выполнен в сроки (с __по__).

Нижняя строка: г. Нефтекамск, год.


          Структура отчета
1. введение (актуальность темы, причина выбора);
2. формулировка ПРОБЛЕМЫ;
3. определение ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА исследования;
4. перечисление методик исследования;
5. формулировка цели;
6. формулировка задач.
7. формулировка выводов.
8. библиография
9. понятийный аппарат;
10. оформление таблиц, схем, презентации;
 

Защита проекта.  Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.
2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.
3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки.

5.Ответы на вопросы других участников защиты (дискуссия).

 

Критерии оценки защиты учебного проекта

 

Критерий

 

Низкая оценка

1-5 баллов (2)

Средняя оценка

6-8 баллов (3-4)

Высокая оценка

9-10 баллов (5)

Формулировка темы

Недостаточно грамотна

Отвечает требованиям проектной работы

Отвечает требованиям проектной работы + исследовательской
работы

Актуальность проблемы

Низкая

Средняя

Проблема очень актуальна в современных условиях

Цель и задачи

Неадекватны теме

Адекватны теме, но представлены 
не полностью

Адекватны теме,  представлены  
полностью

Глубина и качество изучения специальной литературы

Низкая

Средняя

Высокая

Теоретические выводы

Отсутствуют или не обоснованы

Сделаны не все возможные выводы или недостаточно обоснованы

Обоснованы, сделаны 
все выводы, которые позволяет сделать теоретический
материал

Качество экспериментальной части проекта

Низкое

Среднее

Высокое

Приложения

Требуются, но отсутствуют

Присутствуют или не требуются

Присутствуют, ярко иллюстрируют
содержание проекта

Язык

Не соответствует нормам научной прозы

Соответствует нормам научной прозы

Соответствует нормам научной прозы, заслуживает
высокой оценки

Качество оформления

Низкое

Среднее

Высокое