Поощрение и наказание
Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала — педагогический домкрат.
В. Кротов
Анкета для родителей.
- Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
- Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
- Как реагирует ваш ребенок на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
- Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
- Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку?
- Как долго помнит ваш ребенок наказание?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребенку методы наказания и поощрения.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.
Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Памятка.
Как поощрять ребенка в семье.
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
1.Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
2.Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его поведению.
3.Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с тобой», это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
4.Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
5.Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
6.Дарите подарки не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
7.Для поощрения используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и т.д.
8.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, учите ребёнка разумно ими распоряжаться.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Литература по подготовке к собранию:
Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.
Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.
Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 1999.
Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.